Цой Александр

Родился я в первый день весны 1969 года в год Чёрного Петуха под знаком Интровертных Рыб. Тот год больше ничем примечательным не ознаменовался, разве что в своей лондонской квартире умер от передозировки героина Иосиф Фридрих Нольде, оставивший неизгладимый след на всём творчестве небезызвестных Мадильяни и Джа-кометти.

Александр ЦойПромозглой осенью 1985-го года я впервые услышал звук гитары в своём дворе. С тех пор я навсегда пал её жертвой. Некий Муса, покоритель женских сердец и гитарных струн, нашёл в нашем дворе пассию, которой уде-лял много времени и вдохновения. Великий Муса, носивший статус «Второй гитары Алма-Аты», каждый вечер приходил в наш двор с инструментом и устраивал целые концерты. Я знал, что это всё очень скоро закончится, и насел на него с требованием научить меня петь под гитару. Через некоторое время моя настойчивость была воз-награждена его вниманием, и вскоре я стал уже сносно бренькать на шести струнах. В чём мне действительно повезло – так это в том, что Муса с первых дней обучения настаивал на том, что я должен САМ сочинять песни. Поэтому через год я стал делать робкие попытки собственного сочинения. Причём вышло всё как-то само собой.

Алматинский иняз сдался мне без боя, и уже 1-ого сентября 1986 года я трясся в пыльном автобусе, направляю-щемся в Талды-Кургансую область на предмет прохождения сельскохозяйственной практики. Там я написал ог-ромное стихотворение о колхозе, которое заслужило себе место в красном уголке Ленинской комнаты сельсовета аккурат между портретом доярки-победительницы вышеупомянутого колхоза и инструкциями по технике безо-пасности. Там же я познакомился с Женей Каньшиным, который очень помог мне усовершенствовать свою игру на гитаре.

Бурная студенческая жизнь подвигнула меня на решающий шаг в моей творческой жизни: я перешёл от стихов к песням, появились первые посвящения, импровизации, пародии. Всё та же бурная студенческая жизнь подвигну-ла меня и на другой, не менее решающий шаг в моей творческой жизни – я бросил институт, не закончив и вто-рого семестра.

Так началась весна 1987 года. Перестроечные веяния наконец достигли границ нашего государства, и, опьянён-ные грохотом разрушающегося железного занавеса, мы запоем слушали музыку, стали отращивать волосы, а вскоре собрали группу, назвав её «Диктатура Пролетариата». Те же веяния наложили отпечаток на первоначаль-ный этап творчества группы, о чём можно судить по названиям песен, популярных и любимых тогда: «Пожар на верхнем этаже», «Джордано Бруно», «Это наше время», «Мой дядя – наркоман» и так далее. В первое время мы репетировали у ударника дома, но вскоре оказались на улице с горсткой самодельной аппаратуры. Затем мы по-лучили репетиционное место в общаге химфака КазГУ. Там группа провела свои самые яркие дни. Состав «анде-граудного периода»: Актан Суюншалин – гитара, бэк-вокал, рецензент и критик всех моих первых опусов; Жон-гар (Жан) Кастеев – ударник; Анвар (фамилия за давностью лет выпала из моей памяти) – бас-гитарист; Дмитрий Орлов – духовная поддержка и дружба и Александр Цой.

Случился 1988 год, осенью был сформирован новый состав, который продержался до весны 1991 года, вплоть до появления «Танго». «ДП» образца 1988-го года: Сазонтов Василий – клавиши, саксофон; Басаров Анвар – удар-ник (трагически погиб зимой 1992 года); Ростовский Сергей – бас-гитара, бэк-вокал.

Летом 1989-го года я съездил в Ленинград в качестве ведущего программы «Позитив». Общался с Виктором Цо-ем, Каспаряном, Гребенщиковым, Сергеем Шолоховым (Тихий Дом) и Максимовой (Музыкальный ринг).

В начале 1990-го года мы услышали о том, что в Алма-Ате начал функционировать городской рок-клуб со стран-ным названием «Рух». Почти ежедневно к нам поступала информация о покупке новой аппаратуры и инструмен-тов, аренде помещений и так далее. Внезапно радость сменилась испугом – появилась возможность стать члена-ми рок-клуба, для этого надо было отыграть две песни на общегородском прослушивании в зале АХБК 6-го июля 1990-го года. Начались лихорадочные репетиции у Васи дома, всё это происходила на акустических гитарах, ударника не было вообще. В тот день по дороге на АХБК мы попали в автокатастрофу, отделались лёгким испу-гом, попросили какого-то парня подыграть на ударнике, жутко волновались, на сцене порвали две струны, и, по-хоже, отыграли ужасно, но в «Рух» всё же попали.

Весной 1991-го года, когда песни уже почти год писались в стол, когда музыкальная жизнь в Алма-Ате притихла, а рок-н-ролл вообще покинул границы Казахстана, я, посетив какой-то КВН, услышал со сцены среди сорока мычащих невпопад студентов сильный и красивый женский вокал. Сразу же зашёл за кулисы и познакомился с обладательницей вышеуказанных достоинств. Это была Сауле Атабекова. Она была приглашена мной в группу на должность бэк-вокалистки. Ныне «Ли-Лу».

Позже я выбил разрешение на заселение подвала в доме нашего двора для работы с творческой молодёжью рес-публики. Стены того подвала видели многих ныне весьма известных людей, которые искали себя в музыке, шоу-бизнесе, рекламе, журналистике. Жан Кастеев, Денис Куклин, братья Суюншалины, Лев Мариупольский, Тимур Алмагестов, Наиль Ахмеджанов, Чокан Лаумулин, Казбек Иргебаев, Султан Динасылов, Антонина Маматказина, Чокан Уразаев, группы «Бомжи», «Каламбур», «Гелла», «Огни ночного города» – вот неполный список тех, кто вышел из стен этого андеграунда.

Тогда же, весной 1991-го года группа «ДП» прекратила своё существование как творческая единица. Так роди-лась группа «Танго». Помимо Сауле в «Танго» вошли Катя Шерник (скрипка), Вика Шахова (флейта), Иргебаев Казбек – гитара. летом 1991 за две неполных недели «Танго» записала свой первый альбом «Выше Крыш». Аль-бом был полностью акустическим, были задействованы скрипка, флейта, рояль, акустические гитары и бас. Затем группа перешла на электричество.

Через пару месяцев «Танго» выдала на гора новый альбом «Шаг в Сторону», в записи которого было задейство-вано 24 музыканта. Будучи верными привержниками «акустических традиций», мы в электрическом «Шаге» ис-пользовали всё те же скрипки да флейты. Мы сняли первый видеоролик на композицию «В наших отношениях что-то не так» с помощью Дениса Куклина и Макса Анапьянова.

Концерт «Танго» в Республиканском Дворце Спорта с «Алисой» и «Бригадой С» в январе 1993-го года стал про-щальным салютом на обломках компании «Жан и Ко». Группа перебралась в Алматинский Корейский Культур-ный Центр

В сентябре 1993-го года, посетив столицу нашей родины – Москву в связи с Первым Съездом Корейской Моло-дёжной Лиги Помчехакрён, я безрассудно остался в Первопрестольной. В одной футболке, с гитарой в руке, рюк-заком за плечами и тысячью рублями в кармане. Домой я планировал вернуться через три дня, но жизнь как все-гда внесла свои коррективы: родной город я увидел лишь спустя семь с половиной месяцев, в апреле 1994-го го-да.

Вернувшись в родной город, который меня уже позабыл, начал искать пути реализации своего вдохновения. Из Москвы я привёз песню «Гуля с Алмагуля», которая была написана в период острейшей депрессии и была про-никнута трогательными ностальгическими нотками. В Алма-Ате она была переписана и доведена до китча, аб-сурда. В таком виде она и была записана на только что открывшейся студии «АРМ», хозяином которой был небе-зызвестный Александр Дерновский. Тогда она располагалась в огромных лабиринтах «Казахфильма», а звуко-оператором был совсем неизвестный парень Сергей Лобанов. Мы очень сдружились, и «Гуля», став хитом в Ал-ма-Ате, явилась символом нашей дружбы. В 1995-ом году в Алма-Ате открывается новый телевизионный канал «31 Канал», президент которой – Арманжан Байтасов проявляет активную заинтересованность алматинскими исполнителями. С цветом нашей музыкальной тусовки – Кирилл Ли, Парвиз Назаров, Леся, Александр Дернов-ский, Гуля Тулегенова, Нурлан Абдуллин, Дуэт L – подписываются взаимовыгодные контракты. Весной 1996 года мы записываем песни «Алматинский рок-н-ролл» и «Жаль», на которые сразу снимаем клипы, режиссёром которых стал Володя Ли.

Летом 1998-го года я записал песню «Динара» и сразу снял клип на неё. Эта работа вернула мне былую уверен-ность и интерес публики. Двумя месяцами позже я снял клип на песню «Наклонный Город». Эта песня победила в объявленном телекомпанией «Тан» и горакиматом конкурсе на лучшую песню об Алма-Ате из 800 заявок, но обещанного приза в 30.000 тенге так и не увидел.

В начале 1999-ого года была создана организация «Армас-Мьюзик», выкупившая эфирное время на телеканале «Шахар». Сотрудничество с Алией Айташевой, Аней Киктенко, Дилей. Съёмки клипа «Вечер», спетый с Дилей. В ноябре 1999-го года время выступления в ночном клубе я познакомился со своей будущей супругой – Дашей. В апреле 2000-го года мы сыграли свадьбу. В конце мая 2000 года в рамках международного семинара по годзю-рю каратэ я сдал экзамен на чёрный пояс, который принимал шеф-инструктор Англии, обладатель 7-го дана Эрнест Молинью. Я снял клип на ремикс песни «Динара».

Февраль 2001-го года. В нашей семье рождается удивительный человечек – Лина Александровна Цой, в корне меняющий мои представления о жизни. Я начинаю активно гастролировать и выступать с Ботиком Амансугуро-вым. Сотрудничаю с культовым персонажем хип-хоп культуры – ди-джеем Нойзом. Получаю «Золотой диск» - «Песню десятилетия» за «Динару». Занимаюсь продюсерством рэп-группы «Джерси». Летом в сотрудничестве с Рашидом Сулейменовым мы проводим конкурс красоты «Мисс 31-й Канал», а также имевший шумный успех рэп-фестиваль «RAP-Publica». Занимаюсь гастролями российский исполнителей и групп. В частности привожу Данко, группы «Чугунный Скороход» и «Ляпис Трубецкой». Как апогей продюсерской деятельности стала орга-низация гастролей группы «Тату».

В 2002-ом году с Ильей Уразаковым мы проводим массу мероприятий с участием звёзд бизнеса и эстрады – ак-цию «Спортуем», чемпионат по боулингу, картингу и бильярду.

Январь 2003-го года – рождения ещё одного столпа моего мира - Саввы. Весь год проходит в работе над книгой «Записные книжки», начатой ещё в 1994-ом году в Москве. Пишется материал для нового альбома «Алматинское время».

2004-ый год. Запись песни «Мир прекрасен, пока ты в нём существуешь». Лето – съёмки клипа «Мир прекрасен». Знакомство с режиссёрами Валерой и Максом Задарновскими. Заключительный этап работы над «Записными книжками». Запись на студиях Руслана Бутабаева, Сергея Черезова и Баглана (Bagman).

2005-ый год. Выпуск книги «Записные книжки, или Обрывки брошенного романа» в издательстве «Искандер» при финансовой поддержке «Альянс Банка». 1-го июля 2005 года была проведена презентация книги, которая прошла в клубе «Stars Club».

Информация заимствована с сайта www.kzmz.kz

Фотографии