Из североказахстанской глубинки – на главную сцену столицы



    
Тенор из Нур-Султана Рамзат БАЛАКИШИЕВ когда-то мечтал о карьере эстрадного певца. Однако жизнь неожиданно свернула совсем на другую тропинку – как профессионал, он состоялся в одном из лучших оперных театров Центральной Азии! Как покорить столицу и найти свое место под солнцем?

Девочкам ставили в пример
– Рамзат, расскажите, где учились, как обнаружили у себя голос?

– Я из Северного Казахстана, район имени Габита Мусрепова, село Червонное, – рассказывает Рамзат. – Честно говоря, сколько себя помню, столько пою и танцую. Еще до садика я ходил и напевал песню Олега Газманова “Ты – морячка, я – моряк”. Когда у нас собирались гости, меня всегда просили петь или танцевать. И я никогда не отказывался, у меня не было страха выступать. Наоборот, гости для меня были желанной публикой, перед которой я мог что-то показать. В школе помимо того, что у нас был предмет "пение", ходил на дополнительные музыкальные кружки, на тот момент у меня был дискант. И то, как я пел, как брал ноты, с какой легкостью это делал, меня ставили в пример девчонкам. Потом пел в местном ДК, в районе на мероприятиях типа Дня города. Однажды мне посоветовали поехать учиться в Петропавловск.

В 2005 году, после 11-го класса, я туда приехал, отучился 4 года в Петропавловском колледже искусств, сейчас он называется “Комплекс. Колледж искусств – специализированная школа-интернат для одаренных в искусстве детей им. Ермека Серкебаева”. Долго не решался, честно говоря, участвовать в конкурсах, только в 2009 году поехал в Астану на 30-й республиканский конкурс среди талантливой молодежи и занял 3-е место. После колледжа решил перебраться, опять же, по совету в Астану, поступил в Казахский национальный университет искусств в класс педагога, известного оперного певца Каната Омарбаева. У него проучился до 2013 года, со 2-го или 3-го курса университета начали приглашать в Национальный театр оперы и балета им. Куляш Байсеитовой исполнять вторые партии. На тот момент ставили спектакль “Сказки Гофмана” Жака Оффенбаха, там у меня было сразу 2 роли, режиссер – Михаил Панджавидзе. Но еще раньше участвовал в спектакле Джакомо Пуччини “Манон Леско”, там тоже было 2 роли, режиссер из Санкт-Петербурга – Юрий Александров. Это были мои первые роли. С этими оперными режиссерами у меня наладились с самого начала хорошие отношения. Они не раз приезжали в театр, у нас остались хорошие впечатления друг от друга. Кстати, роль Гофмана мне тогда понравилась, и у меня зародилась мечта спеть ее. И эта мечта сбылась, правда, спел ее не в оперном театре. В 2018 году мне посчастливилось спеть Гофмана в постановке Ива Кудре в Конгресс-холле, дирижировал француз Филипп Юи.

– Вы всегда мечтали стать оперным певцом?

– Я мечтал стать певцом, но… эстрадным! Другого направления пения я просто не знал. Когда приехал поступать на эстрадный факультет, оказалось, что эстрадного педагога на тот момент не было. Мне предложили поступить на академический вокал, сказали, что смогу петь и оперу, и эстраду. Это меня устроило, поступил, и сразу появились хорошие результаты. Так и стал оперным певцом. Начал активно слушать классику, она мне, кстати, очень понравилась, не было долгого привыкания. Я до сих пор слушаю разных оперных певцов, для меня это большое удовольствие.

– Вы с самого образования “Астана Опера” работаете в театре. Как за эти годы вырос и изменился театр, как оцениваете свой профессиональный рост?

– Да, работаю в “Астана Опера” с 2013 года. За эти годы, конечно, наш театр сильно развился, у нас более 10 оперных спектаклей и более 15 балетов. Если сравнивать с алматинским КГАТОБ, то по репертуару мы отстаем, но у них театр образовался в 1934 году прошлого столетия, считайте, что с того времени алматинская публика приучена к классике. Честно говоря, когда пришел работать в “Астана Опера”, то целенаправленно пошел прослушиваться в хор, в солисты не метил, к сожалению или к счастью, был очень самокритичен, хотя у меня был полный диапазон. Слушая мировых певцов, понимал, что до их уровня недотягиваю, почему-то я сравнивал себя с ними. Сам предпочитаю высокое качество исполнения и постеснялся прослушиваться в солисты. Я потом немного пожалел об этом решении. Был огромный кастинг, только в хор набирали свыше 100 человек.

Как только начал петь, вся комиссия подняла головы, и, как сейчас помню, один из членов жюри спросил: “А почему вы в солисты не прослушиваетесь?”. Сказал, что “недостаточно хорош”, вот так и получилось.

Я проработал в хоре 4 года, в течение этого времени исполнял все вторые партии, участвовал во всех премьерах, то есть работал параллельно. Потом, в конце концов, появилось место, и меня перевели в солисты. В некоторых операх у меня было и по 2 роли – в один день я пою одну партию, на следующий в этом же спектакле – другую. Конечно, работая с разными режиссерами, набираешься опыта, и голос по-другому звучит. Когда постоянно оттачиваешь мастерство, профессиональный рост неизбежен.

“Давайте петь дальше!”
– У вас есть в театре любимые партии?

– У каждого спектакля есть свои красивые стороны, не могу, к сожалению, выделить какой-то один, самый лучший. Да, есть такие, которые люблю несколько больше, но не умаляю ценности других оперных спектаклей. У меня есть в багаже 2 главные партии – я уже спел Альфреда в “Травиате” Верди, а перед этим – Неморино в “Любовном напитке”. Это, конечно, были незабываемые ощущения. Наверное, это схоже с выбросом адреналина, сил остается очень много, когда срываешь аплодисменты, занавес закрывается, а тебе хочется продолжения: “А давайте петь дальше!”. Сейчас планирую выучить партию Ленского в опере “Евгений Онегин” Чайковского и Рудольфа из “Богемы” Пуччини. После этого возьмусь за 2 казахские оперы – главную партию Толегена из “Кыз-Жибек”. Ранее я там исполнял роль акына Шеге. И роль Айдара в опере “Абай” Хамиди, где раньше пел Нарымбета и Азима. Материал, конечно, по объему и сложности исполнения – разный, поэтому буду усердно готовиться.

– В каких операх вы мечтаете спеть?

– По идее, мой голос не совсем подходит под роль Калафа из оперы “Турандот” Джакомо Пуччини, но, честно, у меня мечта ее все-таки спеть. Там есть критерии, которые нужно выполнять: длинное дыхание, действительно пробивной голос, потому что там оркестровая фактура очень плотная, есть массовые сцены с хором, со всеми певцами, и надо, чтобы тебя было слышно на их фоне. Там свои сложности, но всё равно, думаю, через лет 5, 10 я, наверное, возьмусь исполнить эту партию, пусть она и не по моему голосу. Еще дело в том, что я люблю оперы, в которых счастливый финал. А обычно все оперы заканчиваются трагедиями, мало какие на позитивной ноте. Это также одна из причин, почему мне очень хочется спеть эту партию, помимо того, что там очень красивая музыка.

“Застрахован”
– Как сейчас, в период пандемии, работает ваш театр, не отвыкли слушатели ходить на оперу?

– Театр работает в штатном режиме, просто ограничено количество сотрудников и посетителей. Поэтому, когда поешь в спектакле, хочется видеть, конечно, полный зал, а по нынешним нормам зрителей мало, и создается ложное ощущение, что никому не понравилось, никто не хочет приходить. Хотя, конечно, я знаю, сейчас допускается определенное количество зрителей, что в камерный зал, что в большой. Конечно, наши слушатели не отвыкли ходить в театр! Но из-за ограничений по количеству посетителей каждое пустое место бросается в глаза. С другой стороны, многих зрителей узнаю в зале – своих друзей, коллег, педагогов, которые приходят, слушают, это очень приятно. Это такое тепло, поддержка, которые ни с чем не сравнить. Уровень наших солистов достаточно высокий, профессиональный для того, чтобы создать незабываемое впечатление о нашем театре. Многие зарубежные гости, а к нам, кстати, приходит много иностранцев, эксперты очень хорошего мнения о наших солистах.

– Рамзат, а зачем оперному исполнителю, как вы, вступать в авторское общество?

– Считаю, что защита авторских прав просто необходима – как страховка от использования другими людьми произведений, в которые авторы вкладывали свой труд, время, деньги. Чтобы спорных вопросов не возникало, и существуют организации по защите авторских прав. Я уже несколько лет сотрудничаю с организацией по защите авторских и смежных прав “Аманат”, за что им очень благодарен. Зачем оперному певцу вступать в подобные организации? За использование в данном случае моего исполнения по радио, телевидению, в публичной сфере, в Интернете авторским обществом собирается вознаграждение и регулярно выплачивается мне. Также у меня есть свои произведения, над одним из них я сейчас работаю. Это патриотическая композиция, звучащая в характере гимна, к которой будет писаться оркестровка. Уверен, что, если на них будет распространяться авторское право, они будут под надежной защитой.

АЛМАТЫ

Автор: Марина Хегай